За полгода в мире окончательно изменилась парадигма восприятия клиентского бизнеса. Если раньше в каких-то сферах предприниматели могли меньше вкладываться в цифровую торговлю, то сегодня — это маст-хэв в любой нише. Аналитики Statista прогнозируют, что к концу 2021 года мировой рынок е-commerce принесет 4,9 трлн. долл.
Коммерческой недвижимости, туризму, сфере развлечений, HoReCa и другим сферам в разгар пандемии COVID-19 пришлось нелегко. Переобучить сотрудников работать в новых условиях, настроить отлаженные годами системы поставки, продажи, общение с клиентами и партнерами — огромная нагрузка легла на плечи руководителей и менеджеров. Более выносливыми оказались те, кто хотя бы частично перенес свое дело в диджитал и стремился к сервисному подходу.
Нынешняя ситуация не терпит долгих размышлений. На своем опыте я в очередной раз понял: гибкость в бизнесе позволяет быстро реагировать на любые изменения и, как следствие, привлекать новых клиентов и увеличивать доход.
Что точно закрепилось в новом клиентском бизнесе, так это кастомизация товаров и услуг. Если на карантине у потребителей сократились доходы, вовсе не значит, что люди перестали тратить деньги. Но время спонтанных покупок закончилось. Клиент ориентируется на первоочередные потребности. Он готов заплатить больше, если почувствует к себе лояльность со стороны бренда, отклик на свои желания. Эта особенность поведения нынешних потребителей стала движущей силой в адаптации услуг под конкретных покупателей. На мой взгляд, стоит идти дальше персонификации продукции и перестраивать имеющиеся предложения. Тогда появится шанс выстроить новую линейку товаров и тем самым закрепиться на местном рынке.
Перейти в онлайн — самый простой и одновременно сложный путь, требующий затрат и дополнительных знаний. Качественное обслуживание клиенты понимают с позиции удобства и скорости. Бизнес в онлайн-среде эффективно закрывает обе потребности. Мы все видели, как рестораны и кафе настроили интернет-заказы и бесконтактную доставку, фитнес-центры — онлайн-тренировки.
Во время кризиса усиливается роль партнерских отношений. Представители одной торговой сферы кооперируются с другими и вместе находят выход из общей проблемы. Можно много рассуждать о внедрении IT-решений, запуске программ лояльности и других планах на будущее, но никто не отменял арендную плату и коммуналку. В разгар пандемии я обратился к украинским рестораторам с предложением превратить их залы в сервисные офисы Creative States и на удивление быстро получил положительный отклик. Потому что многие из-за кризиса столкнулись с проблемой пустых помещений. Карантин когда-нибудь закончится, а тренд на гибкие пространства будет только расти.
Я не верю, что есть сферы, которые не могут адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Если возникают трудности, дело в менеджменте, в правильности корпоративного управления, но точно не в специфике работы. Альтернативные способы развития бизнеса возможны и в коммерческой недвижимости. Для бизнес-центров, коворкингов с фиксированными рабочими местами и офисами формата hot-desking я вижу несколько вариантов, как стать более гибкими:
-
сдавать в аренду рабочие места и другие помещения для мероприятий (удаленный формат ивентов, несмотря на удобство, подходит далеко не всем);
-
проводить собственные платные мероприятия;
-
предлагать нетипичные услуги (например, приготовление обедов от шеф-повара на офисных локациях).
Благодаря этому постепенно формируется финансовая «подушка безопасности» из полученных средств.
Кроме того, инвестиции в цифровую экономику дают положительный результат, какие бы ограничения ни вводили. «Умные» системы управления офисом и онлайн-услуги помогут расширить ассортимент предложений и наладить контакт с клиентами. Ведь именно скорость реакции бизнеса на потребности клиента и внешние факторы оставляют приятное послевкусие.
Весной у всех был шок. Что делать, если экономика падает, вокруг страх и неопределенность. Мы все постоянно куда-то бежали, но вдруг нас закрыли на домашний карантин и оставили наедине с собой. В целом, это неплохо — остановиться на время, выдохнуть и посмотреть на свой бизнес со стороны.
За время карантина я понял: в жизни должны быть моменты, когда плана «Б» нет. Если он у вас есть, скорее всего вы программируете план «А» на неудачу.
Когда речь идет о жизненных целях и амбициях, искать компромисс — худший вариант из альтернатив. Только преданность своему проекту, привязанность к бизнесу и фанатичная любовь к деталям выведут бизнес из упадка.
Ранее сообщалось о том, какие бизнесы будут проверять после снятия моратория.