Даниил Гетманцев: Мы просто совершенствуем закон

Глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики - о том, что будет с НнВК, подоходным, акцизами, кассовыми аппаратами и «скрутками». И еще много о чем еще.
Даниил Гетманцев: Мы просто совершенствуем закон
Даниил Гетманцев / dengi.ua

– Что с налоговой реформой? Кабинет Министров и Рада от нее отказались вообще или просто решили отодвинуть на время?

– Я не считаю, что налоговое администрирование в целом требует каких-то кардинальных правок. К тому же, в 2019–2020 годах мы уже провели ряд важных системных изменений в налоговой сфере. Начиная с принятия антиоффшорного закона № 466-IX (законопроект № 1210. – Ред.) и фискализации, продолжая международным обменом налоговой информацией и реформой налоговой ответственности, декриминализацией ст. 205  УК, усовершенствованием налогового администрирования и заканчивая внедрением единого счета для уплаты налогов и сборов, унификацией отчетности по ЕСВ и НДФЛ, законом о БЭБ.

Читай также:

Это – системные взаимосвязанные изменения, которые уже многие окрестили малой реформой. Однако я бы воздержался от этих оценок. Мы просто совершенствуем закон, регулирующий самые динамичные общественные отношения.

– Что изменится в налоговой сфере в 2021 году?

– Кроме работы с мелочами, а она идет постоянно, есть несколько магистральных направлений работы. Необходимо менять налогообложение доходов. Речь идет об объединении НДФЛ с единым соцвзносом и военным сбором со снижением эффективной ставки налогообложения, что позволит вывести зарплаты из «тени». Еще одно направление – реформирование экологического налога, это предполагает отмену налогов на местные выбросы и сохранение налогообложения выбросов СО2, а также пересмотр некоторых местных налогов.

Читай также:

Кроме того, необходимо ввести электронную акцизную марку. Кабмин уже запустил пилотный проект по тестированию электронной акцизной марки, и до конца 2021 года эта система будет внедрена на законодательном уровне.

– Акцизная марка, возможно, и нужна. Но с января 2021 года произошел резкий рост акцизов на табачные изделия и некоторые виды алкогольных напитков. Это создает мощные стимулы для теневого оборота, и электронные марки вряд ли помогут решить эту проблему.

– Нет никакого резкого роста. Мы лишь уравняли ставки на жидкий табак, сигариллы, ТВЕНы со ставками на сигареты с фильтром. Считаю это абсолютно обоснованной мерой.

Подоходный – объединить и снизить

– Вы упомянули слияние НДФЛ, ЕСВ и военного сбора. Какой может быть ставка такого комбинированного налога?

– Предложение нашего комитета снизить ставку до 30% с 34% (это сумма действующих базовых ставок НДФЛ, ЕСВ и ВС. – Ред.). И потом мы хотим каждый год уменьшать ее на 1 п. п., чтобы через пять лет довести эффективную ставку до 25%.

Читай также:

– Когда такая инициатива может оказаться в Верховной Раде?

– Мы уже направили соответствующий законопроект в Министерство финансов. Ждем от министерства расчеты. Мы не можем принимать подобные решения наобум, не зная, какой будет от них эффект для экономики, какими окажутся потери для бюджета, и какие потребуются компенсаторы.

– Готов ли законопроект по налоговой амнистии? Его вроде бы планировали вносить в Раду осенью 2020 года, но этого так и не произошло.

– В процессе налоговой амнистии главное – доверие людей к этому процессу.

Читай также:

– А в чем будут отличия этого законопроекта от аналогичного №  1232, который был зарегистрирован в парламенте еще осенью 2019 года?

– Главное изменение – в ставках налогообложения доходов, которые будут задекларированы в рамках амнистии. Их будет всего две: 5% – общая и 9% – для зарубежных и не денежных активов.

– Ранее вы упоминали о том, что налоговая амнистия – это также шаг к посемейному декларированию.

Читай также:

– Безусловно. Кроме того, это – часть реформы налогообложения доходов. Но мы немного пересмотрели концепцию посемейного декларирования. Этот механизм не будет обязательным, как планировалось, а добровольным. При этом мы будем стимулировать людей пользоваться им. В частности, путем налоговых вычетов для налогоплательщиков, которые подают «семейную» декларацию. Опять же для реформы налогообложения доходов ждем расчеты от Минфина.

BEPS и другие новости

– Кстати, о борьбе с выведением капитала и имплементации шагов плана BEPS. Вступление в силу некоторых норм отложено до 2022  года. Вы планируете их доработать?

– Отсрочка не связана с необходимостью что-либо дорабатывать. Мы приняли законопроект № 1210 в январе 2020 года и рассчитывали на то, что бизнесу хватит времени до 2021 года, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. Но закон 466-IX опубликовали только в конце мая 2020 года, и компании объективно не успели к нему подготовиться. Вот и было принято компромиссное решение о продлении переходного периода еще на год.

Читай также:

– Почему в законе № 466-IX остались нормы о разумной экономической цели, об умышленном невыполнении норм налогового законодательства, об отмене персональной ответственности (в порядке регресса) должностных лиц за неправомерные решения? Именно их бизнес называет наиболее субъективными и коррупционными.

– Давайте разберемся. Деловая цель. То есть право налоговой переквалифицировать налоговые последствия операции, если единственной либо преимущественной ее целью есть уклонение от налогообложения. Вы считаете это неправильно? Я считаю, это – абсолютно обоснованная норма, которая работает во всех экономически развитых странах. Наш бизнес выступает категорически против ввиду возможностей злоупотребления налоговой с данной нормой. Тот случай, когда под данный тезис в равной степени легко найти и аргументы, и контраргументы.

Читай также:

В любом случае, если спрашивать о том, готова или нет налоговая к применению нормы у бизнеса, согласитесь, вряд ли вы когда-нибудь получите утвердительный ответ. Налоговые отношения – это всегда вопрос баланса интересов. Правильного баланса, находя который в данном случае, на первом этапе мы сузили сферу применения правила деловой цели до операций с оффшорными юрисдикциями согласно перечню КМ. В дальнейшем, я думаю, сфера должна расширяться.

Говоря о претензиях бизнеса к норме об умышленном невыполнении налогового законодательства либо, корректнее, о введении института вины в налоговые правонарушения, я хотел бы вернуться к вопросу о соцсетях и псевдоэкспертах. До тех пор, пока мы будем основывать свои суждения на тезисах малограмотных блогеров-активистов, даже не читающих то, что критикуют, мы с вами не только будем жить бедно, но и выглядеть смешно. Если раньше налоговая привлекала к ответственности плательщика независимо от вины, то сейчас она, налоговая, должна доказать, что плательщик совершил правонарушение с умыслом. То есть мы исключаем ответственность плательщика за несвоевременную уплату налога тогда, когда он не мог его заплатить, хотя все сделал для этого.

Читай также:

То же самое касается персональной ответственности должностных лиц налоговой за неправомерные решения. Мы оставили эту норму. А знаете, почему хотели убрать? Потому что за всю историю ее существования по ней не был привлечен к ответственности ни один налоговик. Знаете, почему? Она противоречит основным положениям закона о госслужбе и в принципе не может работать. Это произведение крикливых, но абсолютно бесполезных активистов-реформаторов – полная профанация. Однако как только мы попытались убрать этот позор нормотворчества, тут же поднялся крик. Норма оказалась дорога «экспертам» (может, как память?) (смеется). Мы ее оставили в качестве иллюстрации того, что громкие лозунги в соцсетях, собирающие лайки, и их реализация в тексте закона – это абсолютно разные вещи.

НДС и не только

– Какие планы относительно налога на добавленную стоимость? Сергей Марченко (министр финансов. – Ред.) заявлял, что, несмотря на систему электронного администрирования и блокировку накладных, «скрутки» по НДС до сих пор существуют.

– Система в целом функционирует нормально, но ее нужно дорабатывать на подзаконном уровне. Прежде всего, речь о блокировке НДС-накладных. Однозначно необходимо пересматривать критерии рисковости налогоплательщиков таким образом, чтобы не нарушались права «белого» бизнеса и, в то же время, не оставались возможности для «скруток».

Читай также:

Хотя если посмотреть на динамику поступлений НДС с сентября 2019  года, мы увидим постоянный рост. За январь 2021 года у нас превышение поступлений по НДС на 21,7% к индикативу и в 2,4 раза больше год к году.

А значит, в целом СЭА НДС работает нормально. На самом деле в качестве (именно в качестве – не путать с давлением и нарушением прав бизнеса) администрирования НДС мы ушли далеко вперед наших европейских коллег. К нам приезжают для обмена опытом из Польши и других стран.

– Одно время плательщики НДС подавали огромное число жалоб на ошибочные блокировки накладных. Как с этим обстоит дело сейчас, есть какая-то статистика?

Читай также:

– Жалобы есть и сейчас. Однако их объем за 2020 год в количестве выданных накладных составляет всего 0,24%. Из них по 0,21% по результатам рассмотрения в рамках административного обжалования приняты решения в пользу налогоплательщиков. Конечно, есть и нарушения со стороны налоговой, однако есть и нечестный бизнес, пытающийся уклоняться. Я веду электронную приемную, принимаю и сопровождаю жалобы на работу налоговой и знаю, насколько ситуация серьезная. Поверьте, проблемы не системные, а жалобы будут всегда.

Органы фискальные

– В конце января Верховная Рада приняла закон о бюро экономической безопасности. Главный вопрос: чем будет эта структура отличаться от налоговой милиции? Бизнес беспокоится, что изменится только вывеска, а суть работы из-за сохранения силовых функций останется прежней.

– Я тоже беспокоюсь, потому что любой, даже самый лучший закон можно искривить до неузнаваемости выполнением. Поэтому я против того, чтобы среди руководства БЭБ были те люди, которые занимали или занимают высокие позиции в налоговой милиции. Кроме того, в ходе конкурса по отбору рядовых сотрудников бюро нужно очень жестко отфильтровывать тех кандидатов, которые ранее были замечены в каких-либо правонарушениях и злоупотреблениях.

Читай также:

Очень важный момент: право на расследование экономических преступлений теперь будет только у БЭБ, что значительно снижает риски для бизнеса, так как к нему не смогут приходить с обысками ни СБУ, ни Генпрокуратура, ни Нацполиция.

– А что будет с налоговой милицией после создания бюро?

– Она будет ликвидирована в течение шести месяцев.

– Как вы можете прокомментировать постоянные кадровые перестановки в налоговой и таможне?

– В Государственной налоговой службе с кадрами все стабильно. С апреля 2020 года там новый руководитель (Алексей Любченко. – Ред.). Он показывает отличные результаты, и никаких изменений не предвидится. По таможне ситуация гораздо сложнее, потому что все четыре руководителя, которые занимали должность главы ГТС после увольнения Макса Нефедова, не оправдали ожиданий. Работой нынешнего руководителя Павла Рябикина мы пока довольны. В январе 2021 года он уже показал перевыполнение плана по поступлениям. 

Читай также:

– Но результативность работы руководителя налоговой или таможни не измеряется только собранными в бюджет деньгами. Есть ведь и другие важные задачи: борьба с теми же «скрутками», с контрабандой.

– Выполнение плана – это нулевой цикл, обязательное условие. Если руководитель ведомства достигает ключевых показателей, с ним можно говорить о дальнейших шагах. Если же он не может добиться выполнения плана, с ним нужно расставаться. С Рябикиным, например, мы проводим еженедельные совещания, обсуждаем схемы, которые выявляет таможня, и разрабатываем методы борьбы с ними.

– Есть ли планы продлить налоговые льготы в связи с продолжением карантина и с оглядкой на те убытки, которые понес бизнес в 2020 году?

– Мы не во Франции и не в Польше, где налогоплательщики четко соблюдают законы и в ответ получают большую финансовую помощь от государства. Да, белая экономика имеет свои преимущества. Пока мы это не поймем, мы будем самой бедной страной Европы, где мы пытаемся сначала обмануть государство, не платя налоги, а потом люто возмущаемся из-за того, что помощь в кризис не ощутима, нищие медики уезжают за границу, а учителя идут работать на базар. Понятно, что наши возможности не соизмеримы ни с Польшей, ни даже с Беларусью именно ввиду массового уклонения и теневой экономики.

Читай также:

Тем не менее, все равно мы постарались смягчить удар по бизнесу. В 2020  году предпринимателей на три месяца освободили от уплаты ЕСВ, в 2021 году на полгода плательщики единого налога первой группы тоже освобождены от единого соцвзноса, проведено списание налоговых долгов всем без исключения налогоплательщикам в сумме до 3060 грн., рассрочены долги бизнесу в сумме до 6800  грн., а штрафы и пени при условии погашения большего долга списаны, осуществлена выплата 8000 грн. помощи ФОПам и сотрудникам предприятий, введен мораторий проверки и штрафы для бизнеса (кроме подакцизных товаров и НДС), местные власти получили право предоставлять льготы по местным налогам.

Так что мы сделали достаточно много, и благодаря этому наша экономика упала чуть более, чем на 4%. ВВП Евросоюза, например, за 2020 год по оценкам Еврокомиссии провалился более чем на 7%. Украина прошла этот кризис гораздо легче, чем любой другой кризис за историю ее независимости. А 2021 год должен стать началом бурного роста экономики. Я в этом убежден.

Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK