Налоговая реформа в Украине 2020: Что изменится

Увеличение налоговой нагрузки на бизнес, повышение "минималки" и полная фискализация для упрощенцев. Что еще ждет украинский бизнес в рамках налоговой реформы в Украине
Налоговая реформа в Украине 2020: Что изменится
Иллюстративное фото / depositphotos.com

Полноценный перезапуск налогового законодательства в Украине под вопросом. Практически все изменения не на пользу налогоплательщикам. Чего только стоит закон № 466-IX, который существенно увеличивает налоговую нагрузку на бизнес и расширяет полномочия налоговых органов. Вдобавок к этому предприниматели уже с сентября будут платить больше ЕСВ из-за повышения минимальной зарплаты, а с 2021 года «упрощенцев» ждет полная фискализация.

Налоговая реформа в 2020 году снова не случилась. Вернее, в том виде, в котором ждали ее мы. Тем временем парламент продолжает резво кроить налоговое законодательство. Верховная Рада на внеочередном заседании 25 августа приняла законопроект № 3963 об увеличении минимальной зарплаты с 4723 грн. до 5000 грн. с 1 сентября. Вообще, такое впервые, чтобы парламент среди года повышал минимальную зарплату. Но ведь кризис, нужно наполнять бюджет. Так что предпринимателям придется затянуть пояса.

Вместе с МЗП

В первую очередь к минималке привязаны платежи по ЕСВ, которые предприниматели платят как за себя, так и за наемных работников. Напомним, что ставка ЕСВ – 22%. Поэтому если до сентября минимальный ежемесячный платеж по единому соцвзносу составлял 1039 грн., то с осени он подрос до 1100 грн. А за каждого сотрудника, который находится на минимальном окладе, работодатель должен будет выложить 2075 грн. в месяц. Из них 900 грн. – НДФЛ, 75 грн. – военный сбор и 1100 грн. – ЕСВ. Так что содержать персонал стало еще дороже.

Читай также:

Правда, есть небольшое утешение. Юлия Тимошенко и три депутата из ее фракции зарегистрировали законопроект № 3998, нормы которого дают предпринимателям право платить до конца карантина ЕСВ, исходя из размера минималки на 1 января 2020 года. То есть уплачивать те же 1039 грн. Пока Рада этот законопроект не рассматривала. К сожалению, и шансов на его одобрение немного.

Влияет МЗП и на единый налог для предпринимателей, которые находятся на второй группе. Его размер тоже привязан к минимальной зарплате – до 20% МЗП. Раньше упрощенцы второй группы платили максимум 945 грн. в месяц, теперь же – до 1000 грн.

Полный онлайн

В ноябре 2020 года вступят в силу нормы закона № 786-IX, которые касаются электронного кабинета налогоплательщика. Изменения, в основном, косметические, но благодаря им с кабинетом станет работать удобнее.

В частности, копии налоговых уведомлений-решений и другие документы, которые направляет налоговая, будут отображаться в электронном кабинете. Регистрация всех документов, которые получены от налогоплательщика, станет автоматической.

Читай также:

Контролирующий орган отныне будет вести общение с плательщиком только онлайн, если он подал заявление о желании получать документы через электронный кабинет. Это значительно облегчит выяснение отношений с фискалами по спорным вопросам. При этом отменено требование о подаче заявления на присоединение к договору о признании электронных документов. Также предусмотрено, что в электронном кабинете должны содержаться данные о сумме и дате согласования денежного обязательства, которое определила налоговая.

Налогоплательщикам станет проще доказывать отсутствие свое вины за технические сбои в работе электронного кабинета. Раньше факт «глюков» должен был подтвердить представитель налоговой (технический администратор). Теперь такое подтверждение не потребуется.

Читай также:

«Штрафные санкции не применяются, если налоговое правонарушение произошло в результате технического сбоя в работе электронного кабинета, и о факте такого сбоя ГНС сообщила на своем официальном сайте», – говорит Ирина Смитюх, адвокат адвокатского объединения «Лещенко, Дорошенко и партнеры».

Еще одно важное новшество закона № 786-IX – отмена с 1 января 2021 года обязательных Книг учета доходов для предпринимателей. Что особенно приятно, от книги учета смогут отказаться общесистемщики, СПД всех групп единого налога, в том числе и те, которые платят НДС (речь о третьей группе).

В то же время, сам учет остается. Но его можно вести в произвольной форме или в электронном виде. И сводить выручку нужно не ежедневно, а раз в месяц, что радует. Предприниматели на общей системе дополнительно должны будут иметь документы, которые подтверждают происхождение товаров.

Оффшоры закрываются

Самые глобальные изменения в налогообложении произойдут с января 2021 года. Именно тогда вступают в силу многие нормы закона № 786-IX. Фактически, это и есть та самая налоговая реформа. Но только в искаженном виде.

Одно из главных нововведений – интеграция в украинское законодательство шагов плана BEPS (план по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выведению прибыли из-под налогообложения).

Читай также:

Во-первых, это – налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК). Владельцы таких компаний, которые являются резидентами Украины, будут платить налоги с их прибыли (если КИК принадлежит юрлицу) или же НДФЛ с дохода (если контролер КИК – физлицо).

С 2021 года физлица вместе с декларацией об имущественном состоянии и доходах и юрлица с декларацией по налогу на прибыль должны будут подавать отчет о КИК. К этому отчету нужно будет приложить заверенную финансовую отчетность КИК, которая составлена по правилам бухучета той юрисдикции, где КИК является налоговым резидентом.

Читай также:

За неподачу отчета грозит штраф около 210 тыс. грн., за сокрытие информации о КИК штраф может достигать 2,1 млн. грн. Хорошо, что штрафы в 2021–2022 годы не применяются. Это – переходный период для того, чтобы бизнес мог адаптироваться к новым требованиям. Кроме того, 9 сентября в парламенте был зарегистрирован законопроект № 4065, одна из норм которого предполагает отсрочку запуска налогообложения КИК до 2022 года. Учитывая, что автор законопроекта глава профильного комитета Даниил Гетманцев, вероятность его поддержки в сессионном зале есть.

Во-вторых, с 2021 года в перечень налогоплательщиков попадут нерезиденты, у которых место эффективного управления находится на территории Украины. Речь о налогообложении постоянных представительств, через которые иностранец ведет хозяйственную деятельность в нашей стране. Нерезидент будет обязан поставить представительство в Украине на налоговый учет. Если он этого не сделает, ему грозит штраф в размере 100 тыс. грн.

Накажут за умысел

В налоговом законодательстве появилась новая формулировка: умышленное невыполнение (ненадлежащее выполнение) требований налогового законодательства. «Если должностное лицо контролирующего органа узрит умысел в действиях налогоплательщика при нарушении налогового законодательства, последнего ожидает сюрприз в виде значительного увеличения суммы штрафов», – объясняет Вячеслав Черкашин, старший аналитик Института социально-экономической трансформации (ISET).

Читай также:

Помимо этого, у фискалов появится больше оснований для проведения внеплановых проверок. Суть в следующем: контролирующий орган может назначить и провести внеплановую проверку сразу же после документальной плановой проверки. Например, если у ГНС будет информация о нарушениях налогового, валютного и прочего законодательства. Впрочем, внеплановая проверка возможна лишь по тем вопросам, по которым до этого была проведена плановая.

В то же время, из Налогового кодекса исчезла статья, которая давала налоговикам право проводить внеплановые проверки на основании решения суда (следственного судьи).

Читай также:

Меняются сроки исковой давности по налоговым обязательствам. «Ранее общий срок давности составлял 1095 дней (три года), но с 1 января 2021 года срок обязательств по отдельным видам налогов составит 2555 дней (7 лет)», – рассказывает Ирина Смитюх.

Из приятных новостей – введение норм о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов и/или их должностных лиц. Хотя как именно будут определять нанесенный налоговиками вред, не совсем понятно, так как определения вины в налоговом законодательстве нет.

Читай также:

Ну и, конечно же, в 2021 году произойдет полный переход предпринимателей на едином налоге на кассовые аппараты (РРО). Исключение составляют лишь СПД первой группы, а также предприниматели, которые получают оплату за товары и услуги непосредственно на текущий счет.

Первый этап – повышение штрафов за нарушения в сфере РРО (торговля без кассового аппарата, невыдача фискального чека и т. д.). С 1 января 2021 года налоговики будут штрафовать на 100% суммы проданных товаров за первое нарушение и на 150% – за каждое следующее нарушение (до конца 2020 года штраф 10% и 50% соответственно). Ну а с 1 апреля предприниматели будут обязаны использовать РРО. Разве только если парламент примет законопроект № 3853-1, который предусматривает отмену норм по фискализации. Но дальше профильного комитета этот документ не ушел.

«Также с 1 января 2021 года планируется введение единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», – напоминает Владислава Бондарчук, юрист юридической компании Stron.

Чем грозят?

К началу осени в парламенте было зарегистрировано не так много законопроектов на налоговую тематику. Но не стоит забывать, что у депутатов есть старая добрая традиция принимать поправки в НКУ прямо под занавес календарного года.

Одна из ключевых инициатив – проведение налоговой амнистии для физлиц. Ее механизм глава профильного комитета Даниил Гетманцев озвучивал еще осенью 2019 года. Налогоплательщики смогут без штрафов и уголовного преследования задекларировать любые доходы и активы (кроме нажитых нечестным путем), после чего заплатить с них НДФЛ. Одноразово. Ставки обсуждаются, но их размер составит от 0 до 18%, в зависимости от вида доходов/активов.

Читай также:

Гетманцев уверяет, что амнистией все и ограничится, ни косвенных методов контроля доходов (по расходам), ни всеобщего декларирования пока не будет. Но мы-то хорошо понимаем, что к этому все идет. Законопроект о налоговой амнистии будет вносить в парламент президент Зеленский.

В июле в Раде появился законопроект № 3848, который направлен на снижение (частичное) налоговой нагрузки на бизнес, в том числе промышленность. Его основные инициативы – снизить до 7% в 2021–2022 годы ставку НДС для операций по поставке на таможенную территорию Украины машин, оборудования и комплектующих; дать возможность семейным фермерским хозяйствам привлекать наемных работников к сезонным работам; освободить бизнес на период карантина и на три месяца после от уплаты земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности.

Читай также:

Законопроект № 3979 и № 3933-1 предполагают внедрение отдельного налогового режима для IT-индустрии. Высокотехнологичные компании, у которых есть наемные сотрудники, смогут вместо уплаты 18% НДФЛ и 22% ЕСВ платить 5% НДФЛ и 5% ЕСВ (при этом минимальная сумма соцвзноса должна быть не меньше двукратного размера ЕСВ, то есть более 2200 грн.). Для того чтобы перейти на такой режим, 70% дохода IT-компания должна получать за счет экспорта, 70% затрат компании – это оплата труда, а размер окладов ее сотрудников не может быть менее 1200 евро на человека. Кроме того, компания должна числиться в специальном реестре профессий и видов IТ-деятельности.

По-прежнему в планах создание специального органа финансовых расследований и ликвидация налоговой полиции с выведением финансово-экономических правонарушений из-под юрисдикции СБУ и Нацполиции. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о Бюро финансовых расследований в октябре 2019 года. Но при подготовке ко второму чтению налоговый комитет в январе 2020 года отклонил законопроект и больше к нему не возвращался.

Читай также:

На замену ему в парламенте в июле 2020 года появился законопроект  № 3087-д о Бюро экономической безопасности, который Рада приняла в первом чтении в первых числах сентября. Бюро будет заниматься расследованием преступлений в экономической сфере, оно заберет на себя часть полномочий СБУ, и, скорее всего, будет подчиняться Кабмину. Численность сотрудников бюро составит 4 тыс. человек.

Напомним, что пункт о создании спецоргана по борьбе с финансовыми преступлениями есть в соглашении между Украиной и ЕС, которое подписано в рамках кредитной программы на 1,2 млрд. евро.

Мнения экспертов и участников процесса

Даниил Гетманцев, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики

Законопроект №3930 – это второй документ из пакета проектов поддержки промышленности, который предусматривает ввоз комплектующих для производства по льготной ставке. Ранее мы предложили льготную ставку НДС на уровне 7% при ввозе и поставке основных средств (законопроект № 3848). Таким образом, комплексное принятие указанных предложений сможет простимулировать реальный сектор экономики переоснащать средства производства для формирования высокой добавленной стоимости продукции.

Читай также:

Владимир Дубровский, старший экономист CASE Украина

Чтобы создать в Украине систему цивилизованного налогообложения, нужно перезагрузить налоговую на сугубо европейских принципах, а законодательство, наоборот, адаптировать к местным условиям. На практике это означает несколько шагов: жесткое администрирование НДС и акцизов; модернизация налога на землю/недвижимое имущество; пересмотр бюджетных расходов с постепенным сокращением перераспределения ВВП через публичные финансы до уровня не более 33%; замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал; полная отмена экономически абсурдного налога на труд; сокращение НДФЛ до «десятины».

Читай также:

Александра Томашевская, генеральный директор ООО Е. С. Консалтинг

Обещанная налоговая амнистия – это признак того, что вместо доходов компаний внимание фискалов перемещается к доходам граждан. Все будет происходить быстро: ограничение в снятии средств или внесении наличных на счета граждан/компаний, финансовый мониторинг, законодательство о КИК, автоматический обмен информацией, валютный и таможенный надзор, фискализация. Оглянуться не успеем, как станем приличной европейской страной. По срокам прогнозирую все эти процессы в ближайшие три года. Так что декларировать доходы рекомендую начинать уже сейчас.

Читай также:

Игорь Петриченко, частный предприниматель

Если мы хотим экономического роста и роста микробизнеса, то в условиях доступа последнего к упрощенке нужна существенная фискальная стимуляция остального бизнеса. И большой бизнес – не исключение. Но нарратив про «клятых олигархов» создает общественное мнение. В нем мир делится на несчастных ФОПов, которых нужно поддерживать, и олигархов, которых нужно доить. Картина гораздо разнообразнее. Между СПД и олигархами огромное количество малого, среднего и большого бизнеса, который является локомотивом украинской экономики, и этот локомотив непомерно нагружен общей системой налогообложения. Более того, большой бизнес олигархов также является его частью. Микробизнес – это «прицепной вагон», который едет вслед. Задача государства его просто оставить в покое и не вставлять палки в колеса. Поэтому так всеми заезженная деолигархизация лежит в плоскости построения свободной конкуренции и устранения механизмов влияния на власть, а экономический рост –в снижении фискального давления общей системы налогообложения.

Читай также:

Нина Южанина, народный депутат, экс-глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики

Мы с коллегами зарегистрировали законопроект № 3853-1, направленный на отмену тотальной фискализации и коррупционного механизма кэшбек относительно ФЛП. Что мы предлагаем? Во-первых, установить новые предельные обороты для первой–третьей групп плательщиков единого налога. Они будут исчисляться не в абсолютных величинах, а привязаны к размеру минимальной зарплаты. То есть, годовой оборот для первой группы будет 245 МЗП (1,23 млн. грн.), для второй – 1230 МЗП (6,15 млн. грн.), для третьей – 1720 МЗП (8,6 млн. грн.). Во-вторых, аналогично предлагаем установить порог, с которого применение РРО будет обязательным. Он равен 820 МЗП, или 4,1 млн. грн. (на данный момент такой порог – 1 млн. грн.). В-третьих, полностью убираем кэшбек. Этот коррупционный механизм может стать дополнительным основанием для проведения контролирующим органом фактических проверок, которые будут использоваться для давления на бизнес. Все эти изменения должны вступить в силу 1 января 2021 года, чтобы ни один предприниматель не пострадал от законов № 128-IX и № 129-IX.

Павел Харламов

Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.


Курс валют

1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать

Калькулятор валют

ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK