Полноценный перезапуск налогового законодательства в Украине под вопросом. Практически все изменения не на пользу налогоплательщикам. Чего только стоит закон № 466-IX, который существенно увеличивает налоговую нагрузку на бизнес и расширяет полномочия налоговых органов. Вдобавок к этому предприниматели уже с сентября будут платить больше ЕСВ из-за повышения минимальной зарплаты, а с 2021 года «упрощенцев» ждет полная фискализация.
Налоговая реформа в 2020 году снова не случилась. Вернее, в том виде, в котором ждали ее мы. Тем временем парламент продолжает резво кроить налоговое законодательство. Верховная Рада на внеочередном заседании 25 августа приняла законопроект № 3963 об увеличении минимальной зарплаты с 4723 грн. до 5000 грн. с 1 сентября. Вообще, такое впервые, чтобы парламент среди года повышал минимальную зарплату. Но ведь кризис, нужно наполнять бюджет. Так что предпринимателям придется затянуть пояса.
Вместе с МЗП
В первую очередь к минималке привязаны платежи по ЕСВ, которые предприниматели платят как за себя, так и за наемных работников. Напомним, что ставка ЕСВ – 22%. Поэтому если до сентября минимальный ежемесячный платеж по единому соцвзносу составлял 1039 грн., то с осени он подрос до 1100 грн. А за каждого сотрудника, который находится на минимальном окладе, работодатель должен будет выложить 2075 грн. в месяц. Из них 900 грн. – НДФЛ, 75 грн. – военный сбор и 1100 грн. – ЕСВ. Так что содержать персонал стало еще дороже.
Правда, есть небольшое утешение. Юлия Тимошенко и три депутата из ее фракции зарегистрировали законопроект № 3998, нормы которого дают предпринимателям право платить до конца карантина ЕСВ, исходя из размера минималки на 1 января 2020 года. То есть уплачивать те же 1039 грн. Пока Рада этот законопроект не рассматривала. К сожалению, и шансов на его одобрение немного.
Влияет МЗП и на единый налог для предпринимателей, которые находятся на второй группе. Его размер тоже привязан к минимальной зарплате – до 20% МЗП. Раньше упрощенцы второй группы платили максимум 945 грн. в месяц, теперь же – до 1000 грн.
Полный онлайн
В ноябре 2020 года вступят в силу нормы закона № 786-IX, которые касаются электронного кабинета налогоплательщика. Изменения, в основном, косметические, но благодаря им с кабинетом станет работать удобнее.
В частности, копии налоговых уведомлений-решений и другие документы, которые направляет налоговая, будут отображаться в электронном кабинете. Регистрация всех документов, которые получены от налогоплательщика, станет автоматической.
Контролирующий орган отныне будет вести общение с плательщиком только онлайн, если он подал заявление о желании получать документы через электронный кабинет. Это значительно облегчит выяснение отношений с фискалами по спорным вопросам. При этом отменено требование о подаче заявления на присоединение к договору о признании электронных документов. Также предусмотрено, что в электронном кабинете должны содержаться данные о сумме и дате согласования денежного обязательства, которое определила налоговая.
Налогоплательщикам станет проще доказывать отсутствие свое вины за технические сбои в работе электронного кабинета. Раньше факт «глюков» должен был подтвердить представитель налоговой (технический администратор). Теперь такое подтверждение не потребуется.
«Штрафные санкции не применяются, если налоговое правонарушение произошло в результате технического сбоя в работе электронного кабинета, и о факте такого сбоя ГНС сообщила на своем официальном сайте», – говорит Ирина Смитюх, адвокат адвокатского объединения «Лещенко, Дорошенко и партнеры».
Еще одно важное новшество закона № 786-IX – отмена с 1 января 2021 года обязательных Книг учета доходов для предпринимателей. Что особенно приятно, от книги учета смогут отказаться общесистемщики, СПД всех групп единого налога, в том числе и те, которые платят НДС (речь о третьей группе).
В то же время, сам учет остается. Но его можно вести в произвольной форме или в электронном виде. И сводить выручку нужно не ежедневно, а раз в месяц, что радует. Предприниматели на общей системе дополнительно должны будут иметь документы, которые подтверждают происхождение товаров.
Оффшоры закрываются
Самые глобальные изменения в налогообложении произойдут с января 2021 года. Именно тогда вступают в силу многие нормы закона № 786-IX. Фактически, это и есть та самая налоговая реформа. Но только в искаженном виде.
Одно из главных нововведений – интеграция в украинское законодательство шагов плана BEPS (план по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выведению прибыли из-под налогообложения).
Во-первых, это – налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК). Владельцы таких компаний, которые являются резидентами Украины, будут платить налоги с их прибыли (если КИК принадлежит юрлицу) или же НДФЛ с дохода (если контролер КИК – физлицо).
С 2021 года физлица вместе с декларацией об имущественном состоянии и доходах и юрлица с декларацией по налогу на прибыль должны будут подавать отчет о КИК. К этому отчету нужно будет приложить заверенную финансовую отчетность КИК, которая составлена по правилам бухучета той юрисдикции, где КИК является налоговым резидентом.
За неподачу отчета грозит штраф около 210 тыс. грн., за сокрытие информации о КИК штраф может достигать 2,1 млн. грн. Хорошо, что штрафы в 2021–2022 годы не применяются. Это – переходный период для того, чтобы бизнес мог адаптироваться к новым требованиям. Кроме того, 9 сентября в парламенте был зарегистрирован законопроект № 4065, одна из норм которого предполагает отсрочку запуска налогообложения КИК до 2022 года. Учитывая, что автор законопроекта глава профильного комитета Даниил Гетманцев, вероятность его поддержки в сессионном зале есть.
Во-вторых, с 2021 года в перечень налогоплательщиков попадут нерезиденты, у которых место эффективного управления находится на территории Украины. Речь о налогообложении постоянных представительств, через которые иностранец ведет хозяйственную деятельность в нашей стране. Нерезидент будет обязан поставить представительство в Украине на налоговый учет. Если он этого не сделает, ему грозит штраф в размере 100 тыс. грн.
Накажут за умысел
В налоговом законодательстве появилась новая формулировка: умышленное невыполнение (ненадлежащее выполнение) требований налогового законодательства. «Если должностное лицо контролирующего органа узрит умысел в действиях налогоплательщика при нарушении налогового законодательства, последнего ожидает сюрприз в виде значительного увеличения суммы штрафов», – объясняет Вячеслав Черкашин, старший аналитик Института социально-экономической трансформации (ISET).
Помимо этого, у фискалов появится больше оснований для проведения внеплановых проверок. Суть в следующем: контролирующий орган может назначить и провести внеплановую проверку сразу же после документальной плановой проверки. Например, если у ГНС будет информация о нарушениях налогового, валютного и прочего законодательства. Впрочем, внеплановая проверка возможна лишь по тем вопросам, по которым до этого была проведена плановая.
В то же время, из Налогового кодекса исчезла статья, которая давала налоговикам право проводить внеплановые проверки на основании решения суда (следственного судьи).
Меняются сроки исковой давности по налоговым обязательствам. «Ранее общий срок давности составлял 1095 дней (три года), но с 1 января 2021 года срок обязательств по отдельным видам налогов составит 2555 дней (7 лет)», – рассказывает Ирина Смитюх.
Из приятных новостей – введение норм о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов и/или их должностных лиц. Хотя как именно будут определять нанесенный налоговиками вред, не совсем понятно, так как определения вины в налоговом законодательстве нет.
Ну и, конечно же, в 2021 году произойдет полный переход предпринимателей на едином налоге на кассовые аппараты (РРО). Исключение составляют лишь СПД первой группы, а также предприниматели, которые получают оплату за товары и услуги непосредственно на текущий счет.
Первый этап – повышение штрафов за нарушения в сфере РРО (торговля без кассового аппарата, невыдача фискального чека и т. д.). С 1 января 2021 года налоговики будут штрафовать на 100% суммы проданных товаров за первое нарушение и на 150% – за каждое следующее нарушение (до конца 2020 года штраф 10% и 50% соответственно). Ну а с 1 апреля предприниматели будут обязаны использовать РРО. Разве только если парламент примет законопроект № 3853-1, который предусматривает отмену норм по фискализации. Но дальше профильного комитета этот документ не ушел.
«Также с 1 января 2021 года планируется введение единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», – напоминает Владислава Бондарчук, юрист юридической компании Stron.
Чем грозят?
К началу осени в парламенте было зарегистрировано не так много законопроектов на налоговую тематику. Но не стоит забывать, что у депутатов есть старая добрая традиция принимать поправки в НКУ прямо под занавес календарного года.
Одна из ключевых инициатив – проведение налоговой амнистии для физлиц. Ее механизм глава профильного комитета Даниил Гетманцев озвучивал еще осенью 2019 года. Налогоплательщики смогут без штрафов и уголовного преследования задекларировать любые доходы и активы (кроме нажитых нечестным путем), после чего заплатить с них НДФЛ. Одноразово. Ставки обсуждаются, но их размер составит от 0 до 18%, в зависимости от вида доходов/активов.
Гетманцев уверяет, что амнистией все и ограничится, ни косвенных методов контроля доходов (по расходам), ни всеобщего декларирования пока не будет. Но мы-то хорошо понимаем, что к этому все идет. Законопроект о налоговой амнистии будет вносить в парламент президент Зеленский.
В июле в Раде появился законопроект № 3848, который направлен на снижение (частичное) налоговой нагрузки на бизнес, в том числе промышленность. Его основные инициативы – снизить до 7% в 2021–2022 годы ставку НДС для операций по поставке на таможенную территорию Украины машин, оборудования и комплектующих; дать возможность семейным фермерским хозяйствам привлекать наемных работников к сезонным работам; освободить бизнес на период карантина и на три месяца после от уплаты земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности.
Законопроект № 3979 и № 3933-1 предполагают внедрение отдельного налогового режима для IT-индустрии. Высокотехнологичные компании, у которых есть наемные сотрудники, смогут вместо уплаты 18% НДФЛ и 22% ЕСВ платить 5% НДФЛ и 5% ЕСВ (при этом минимальная сумма соцвзноса должна быть не меньше двукратного размера ЕСВ, то есть более 2200 грн.). Для того чтобы перейти на такой режим, 70% дохода IT-компания должна получать за счет экспорта, 70% затрат компании – это оплата труда, а размер окладов ее сотрудников не может быть менее 1200 евро на человека. Кроме того, компания должна числиться в специальном реестре профессий и видов IТ-деятельности.
По-прежнему в планах создание специального органа финансовых расследований и ликвидация налоговой полиции с выведением финансово-экономических правонарушений из-под юрисдикции СБУ и Нацполиции. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о Бюро финансовых расследований в октябре 2019 года. Но при подготовке ко второму чтению налоговый комитет в январе 2020 года отклонил законопроект и больше к нему не возвращался.
На замену ему в парламенте в июле 2020 года появился законопроект № 3087-д о Бюро экономической безопасности, который Рада приняла в первом чтении в первых числах сентября. Бюро будет заниматься расследованием преступлений в экономической сфере, оно заберет на себя часть полномочий СБУ, и, скорее всего, будет подчиняться Кабмину. Численность сотрудников бюро составит 4 тыс. человек.
Напомним, что пункт о создании спецоргана по борьбе с финансовыми преступлениями есть в соглашении между Украиной и ЕС, которое подписано в рамках кредитной программы на 1,2 млрд. евро.
Мнения экспертов и участников процесса
Даниил Гетманцев, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики
Законопроект №3930 – это второй документ из пакета проектов поддержки промышленности, который предусматривает ввоз комплектующих для производства по льготной ставке. Ранее мы предложили льготную ставку НДС на уровне 7% при ввозе и поставке основных средств (законопроект № 3848). Таким образом, комплексное принятие указанных предложений сможет простимулировать реальный сектор экономики переоснащать средства производства для формирования высокой добавленной стоимости продукции.
Владимир Дубровский, старший экономист CASE Украина
Чтобы создать в Украине систему цивилизованного налогообложения, нужно перезагрузить налоговую на сугубо европейских принципах, а законодательство, наоборот, адаптировать к местным условиям. На практике это означает несколько шагов: жесткое администрирование НДС и акцизов; модернизация налога на землю/недвижимое имущество; пересмотр бюджетных расходов с постепенным сокращением перераспределения ВВП через публичные финансы до уровня не более 33%; замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал; полная отмена экономически абсурдного налога на труд; сокращение НДФЛ до «десятины».
Александра Томашевская, генеральный директор ООО Е. С. Консалтинг
Обещанная налоговая амнистия – это признак того, что вместо доходов компаний внимание фискалов перемещается к доходам граждан. Все будет происходить быстро: ограничение в снятии средств или внесении наличных на счета граждан/компаний, финансовый мониторинг, законодательство о КИК, автоматический обмен информацией, валютный и таможенный надзор, фискализация. Оглянуться не успеем, как станем приличной европейской страной. По срокам прогнозирую все эти процессы в ближайшие три года. Так что декларировать доходы рекомендую начинать уже сейчас.
Игорь Петриченко, частный предприниматель
Если мы хотим экономического роста и роста микробизнеса, то в условиях доступа последнего к упрощенке нужна существенная фискальная стимуляция остального бизнеса. И большой бизнес – не исключение. Но нарратив про «клятых олигархов» создает общественное мнение. В нем мир делится на несчастных ФОПов, которых нужно поддерживать, и олигархов, которых нужно доить. Картина гораздо разнообразнее. Между СПД и олигархами огромное количество малого, среднего и большого бизнеса, который является локомотивом украинской экономики, и этот локомотив непомерно нагружен общей системой налогообложения. Более того, большой бизнес олигархов также является его частью. Микробизнес – это «прицепной вагон», который едет вслед. Задача государства его просто оставить в покое и не вставлять палки в колеса. Поэтому так всеми заезженная деолигархизация лежит в плоскости построения свободной конкуренции и устранения механизмов влияния на власть, а экономический рост –в снижении фискального давления общей системы налогообложения.
Нина Южанина, народный депутат, экс-глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики
Мы с коллегами зарегистрировали законопроект № 3853-1, направленный на отмену тотальной фискализации и коррупционного механизма кэшбек относительно ФЛП. Что мы предлагаем? Во-первых, установить новые предельные обороты для первой–третьей групп плательщиков единого налога. Они будут исчисляться не в абсолютных величинах, а привязаны к размеру минимальной зарплаты. То есть, годовой оборот для первой группы будет 245 МЗП (1,23 млн. грн.), для второй – 1230 МЗП (6,15 млн. грн.), для третьей – 1720 МЗП (8,6 млн. грн.). Во-вторых, аналогично предлагаем установить порог, с которого применение РРО будет обязательным. Он равен 820 МЗП, или 4,1 млн. грн. (на данный момент такой порог – 1 млн. грн.). В-третьих, полностью убираем кэшбек. Этот коррупционный механизм может стать дополнительным основанием для проведения контролирующим органом фактических проверок, которые будут использоваться для давления на бизнес. Все эти изменения должны вступить в силу 1 января 2021 года, чтобы ни один предприниматель не пострадал от законов № 128-IX и № 129-IX.
Павел Харламов
Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.