В 2021 году предпринимателям, несмотря на кризис, расслабиться не дадут. Их продолжат давить налогами со всех сторон. Да, к счастью, депутаты отложили применение РРО до 2022 года. Но зато Кабмин очень настаивает на том, чтобы ГНС вернула документальные проверки бизнеса и натравила инспекторов на предпринимателей, которые с весны 2020 года отдыхают от ревизий.
Который год власть в Украине не может запустить нормальную, то есть либеральную, налоговую реформу. Налогоплательщики, бизнес в первую очередь, видят эту реформу в снижении налогового давления, сохранении упрощенной системы и урезании полномочий налоговой службы.
На деле же происходит ровным счетом обратное. Полным ходом идет фискализация, грядет внедрение положений плана BEPS, которое затронет даже никак не связанные с оффшорами компании, а еще депутаты хотят дать налоговой право доступа к банковской тайне без суда.
По мнению инициаторов таких изменений, это и есть реформа. Ведь бизнес начнет платить больше налогов в бюджет, а заодно – больше штрафов за разные нарушения.
От минималки не сбежать
Уже привычное событие начала каждого года – увеличение сумм единого соцвзноса (ЕСВ), который предприниматели платят за себя, а работодатели – за наемных сотрудников. Это происходит из-за повышения размера минимальной зарплаты, к которой привязан ЕСВ. Напомним, что стандартная ставка соцвзноса составляет 22% МЗП.
Причем, в 2020 году «минималка» и так выросла дважды. С 1 января она составила 4723 грн. (соответственно, ежемесячный минимальный платеж по ЕСВ был на уровне 1039 грн. в месяц), а с сентября подросла до 5000 грн. (минимальный платеж по ЕСВ увеличился до 1100 грн.).
С 1 января 2021 года запланировано очередное повышение МЗП, на этот раз до 6000 грн. Чтобы это произошло, Верховная Рада должна утвердить закон о госбюджете-2021, в котором и заложен рост минималки. Депутаты эту норму, конечно, могут и не поддержать. Но так как Министерство финансов сильно ратует за увеличение минимальной зарплаты, парламент вряд ли откажется пойти ему навстречу. Позиция Минфина такова, что повышение МЗП стимулирует потребительский спрос, помогает бороться с зарплатами «в конвертах» и поддерживает Пенсионный фонд.
Впрочем, практика показывает совершенно иное: кроме как к увеличению фискальной нагрузки на бизнес рост минималки больше ни к чему не приводит. С этим соглашается даже глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Он считает, что со вторым повышением МЗП (до 6500 грн.) нужно повременить, дабы снизить давление на налогоплательщиков.
Так вот, если парламент утвердит 6000 грн. минималки, ежемесячный платеж по ЕСВ возрастет с января 2021 года до 1320 грн. Станут платить больше и предприниматели второй группы единого налога. Сумма их налоговых обязательств достигает 20% минимальной зарплаты в месяц. Итоговый налоговый платеж определяют местные власти в каждом населенном пункте. То есть СПД второй группы с 1 января 2021 года будут платить до 1200 грн. в месяц. Год назад, для сравнения, они платили до 945 грн. ежемесячно.
И еще в Раде появился законопроект № 2683 о внедрении накопительного уровня пенсионной системы – в нем предлагается увеличить нагрузку на фонд оплаты труда (ФОТ). А именно +1% с ФОТ должны будут платить сами работники. То есть в сумме подоходные с зарплат вырастут до 20,5% (НДФЛ+ВС+1% в накопительную систему). И еще 2% на ФОТ должен будет платить работодатель.То есть начисления на ФОТ вырастут с нынешних 22% (ЕСВ) до 24% (ЕСВ+2% в накопительную систему).
КИК на подходе
Большой блок изменений вступает в силу с 2021 года «благодаря» закону № 466-IX, который Рада приняла в январе 2020 года. Другая часть налоговых новаций связана с законом № 786-IX, его парламент проголосовал в июле 2020 года.
«Большинство нововведений были предметом активных дискуссий. Речь идет о режиме контролируемых иностранных компаний (КИК), возможности иностранной компании стать налоговым резидентом Украины, признании условных дивидендов (в сумме разницы между ценой операции и ценой, определенной по принципу «вытянутой руки»), новых правилах «тонкой капитализации», – комментирует Виктория Ставчук, старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang.
С 2021 года появляется специальная отчетность для контролируемых иностранных компаний и вводится налогообложение резидентов Украины (физического лица – по ставке 19,5%, юридического лица – по ставке 18%), которые прямо или косвенно владеют хотя бы 25% в уставном фонде КИК, либо контролируют ее. Впервые такой отчет нужно будет подать в 2022 году, за 2021 год.
К КИК относятся как юридические лица, так и образования без статуса юрлица – трасты, фонды, партнерства. Все это нужно для того, чтобы украинцы, которые пытаются спрятать свои деньги в низконалоговых юрисдикциях, все равно платили налоги здесь, в Украине.
В исключение попадают бенефициары, если: совокупный доход от связанных с ними КИК не превышает эквивалент 2 млн. евро; доходы КИК получены от публичных компаний или благотворительных организаций; между Украиной и государством регистрации КИК есть договор об избежании двойного налогообложения. «И при этом должно выполняться любое из следующих условий: КИК фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке не менее 13%, или доля пассивных доходов контролируемой компании составляет не более 50% общей суммы доходов КИК из всех источников», – уточняет Иван Городиский, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Dexis Partners.
Штрафы за скрытность
Владельцы и контролеры КИК будут обязаны самостоятельно сообщать в налоговые органы о приобретении/продаже доли в контролируемой компании, в течение 60 дней с момента такого события. За неинформирование предусмотрен штраф – 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, что с января 2021 года составит 681 тыс. грн.
Штраф за неподачу отчетности по КИК составит 100 прожиточных минимумов, или 227 тыс. грн., а за сокрытие информации о контролируемой компании – 1000 минимумов, или 2,3 млн. грн.
«До конца 2021 года действует «безналоговая ликвидация КИК». То есть при ликвидации КИК украинский владелец такой компании не должен платить налоги за свою иностранную компанию», – предупреждает Иван Городиский.
С 1 января будут действовать нормы по признанию иностранных компаний налоговыми резидентами Украины. Налоговым резидентом будет считаться компания, если выполняется хотя бы одно из условий: ее банковские счета управляются из Украины, бухгалтерский учет ведется в Украине, сотрудниками компании руководят из Украины. В таком случае компания-нерезидент должна будет платить налог на прибыль в нашей стране, и на нее не будут распространяться правила КИК.
С ТЦО, но без книг учета
С 2021 года юрлица на едином налоге, физлица-предприниматели и лица, которые ведут независимую профессиональную деятельность, будут подавать раз в год отчет о выплаченных нерезиденту доходах, полученных в Украине.
Компании, которые попадают под действие трансфертного ценообразования (ТЦО), в 2021 году впервые будут подавать новую трехуровневую отчетность за 2020 год. Она включает в себя документы по ТЦО, глобальную документацию по ТЦО и отчет в разрезе стран международной группы компаний. Неподача отчета влечет за собой штраф в размере 300 прожиточных минимумов, или 681 тыс. грн.
Есть и позитивные новшества. Предприниматели на общей системе налогообложения с 2021 года избавляются от обязанности вести Книгу учета доходов и расходов. Хотя это не отменяет требование непосредственно к учету хозяйственных операций. К тому же, саму книгу предприниматели должны будут хранить три года.
Могут порадоваться и плательщики налога на прибыль. С 2021 года больше не начисляются авансовые взносы по налогу на прибыль на суммы, которые приравнены к дивидендам.
На январь 2021 года запланирован запуск единого счета для уплаты налогов и сборов, ЕСВ в том числе. Об открытии такого счета должна сообщить Государственная налоговая служба (ГНС) на своем веб-портале, разместить информацию о реквизитах в электронном кабинете и внести налогоплательщика в специальный реестр лиц, которые используют единый счет для уплаты налогов.
Налоговикам станет сложнее привлекать налогоплательщиков к ответственности за нарушения и находить нарушения (порой несуществующие) в принципе. С 1 января 2021 года вступят в действие обновленные требования к налоговым уведомлениям-решениям, которые будут содержать расширенный перечень информации о нарушениях, появится новая процедура рассмотрения возражений на акт налоговой проверки (рассматривать акты будет специальная комиссия при ГНС. – Ред.). Помимо этого, налоговая будет обязана доказать наличие вины налогоплательщика при начислении финансовых санкций.
Год на передышку
Одним из самых болезненных нововведений для малого бизнеса в 2021 году была фискализация. Напомним, что Верховная Рада осенью 2019 года приняла законы № 128-IX и № 129-IX, которые обязывают предпринимателей второй–четвертой групп единого налога применять кассовые аппараты.
С 1 января 2021 года РРО должны были начать использовать СПД с годовым оборотом более 1 млн. грн., которые торгуют через Интернет, продают ювелирные изделия и драгоценные камни, реализуют текстиль, автозапчасти и подержанные товары, предоставляют платные медицинские услуги, а также предприниматели, которые владеют ресторанами, кафе, отелями, турагентствами. На 1 апреля 2021 года был запланирован перевод на РРО всех упрощенцев независимо от оборотов бизнеса, исключая СПД первой группы ЕН.
Но предприниматели своими протестами додавили депутатов, и те 1 декабря приняли в целом законопроект № 4439-д об отсрочке на год даты перехода на кассовые аппараты. Согласно этому документу, «час икс» для малого бизнеса наступит 1 января 2022 года.
До этого времени РРО применяют СПД, чей доход превышает 220 МЗП, или 1,32 млн. грн. в год. Кроме них фискализировать все расчеты обязаны предприниматели, которые торгуют технически сложными товарами (бытовой техникой, портативной электроникой и т. д.), ювелирными изделиями, лекарствами и предоставляют платные медуслуги. Для них исключений нет.
При расчетах за оказанные услуги только с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств РРО тоже не нужен.
В течение 2021 года будет действовать льготный размер штрафа за непроведение операций через кассовый аппарат. Его размер – 10% проданных с нарушениями товаров. Стандартный размер штрафа – 100% суммы операции.
Вдобавок парламент отменил кэшбек – механизм, при котором покупатель может пожаловаться на продавца за невыданный кассовый чек и получить денежное возмещение, равное стоимости товара. Еще депутаты изменили годовые объемы доходов предпринимателей на ЕН и привязали их размер к минимальной зарплате.
Предельный оборот СПД первой группы теперь составляет 167 МЗП (1 млн. грн. в 2021 году), второй группы – 834 МЗП (5 млн. грн.), третьей группы – 1167 МЗП (7 млн. грн.).
Проверяющие – на старт!
Обещаний по поводу налоговой реформы на 2021 год от Кабмина и депутатов пока не слышно. Впрочем, некоторые законопроекты, которые зарегистрированы в парламенте (а некоторые уже прошли первое чтение), однозначно говорят о том, что налогообложение в 2021 году будет меняться. И не всегда в пользу налогоплательщиков.
Из приятного. В ноябре Рада приняла за основу законопроект № 4065, который, в частности, предусматривает перенесение на 2022 год имплементации норм о налогообложении КИК и отсрочку некоторых норм, которые вступили в силу с июля 2020 года. Это – новое определение и порядок расчета прибыли для постоянных представительств, требование постановки на учет нерезидента, который ведет деятельность в Украине через представительство, удержание налога на репатриацию при непрямой продаже инвестиционных активов.
«С одной стороны, такие изменения однозначно ожидаемы и даже долгожданны. Но в то же время, их ретроспективное внесение неизбежно вызовет целый ряд практических вопросов. Непонятно, как быть тем, кто уже успел выполнить новые требования за те шесть месяцев, которые они действовали?», – комментирует Виктория Ставчук.
В сентябре в парламенте появился правительственный законопроект № 4101, а в ноябре Гетманцев зарегистрировал его доработанную версию № 4101-д. Документ содержит очередную порцию поправок в Налоговый кодекс. Один из главных пунктов – отмена моратория на документальные проверки, который действует с 18 марта 2020 года вплоть до окончания карантина. Кабмин аргументирует свое предложение тем, что за время карантина многие недобросовестные предприниматели могли найти способ, как уйти от налогообложения. Поэтому, дескать, нужно срочно вернуть проверки.
Тайна под угрозой
Второй важный пункт в законопроекте № 4101 – обязательство банков раскрывать банковскую тайну по требованию контролирующих органов. «Сейчас для этого налоговикам нужно решение суда. А будет раскрытие банковской тайны по письменному требованию налоговой о состоянии счетов, о движении денежных средств, об арендованных банковских сейфах, если в отношении должника есть судебное решение о взыскании средств для погашения налогового долга», – уточняет Марьяная Горецкая, руководитель корпоративного отдела Юридической Фирмы «Горецкий и Партнеры».
Также законодатели предлагают разрешить взыскание налогового долга за счет наличных средств и/или средств должника на счетах в банках по решению ГНС без обращения в суд.
Среди других новшеств – повышение на 10% ставок экологического налога и на 12% – рентной платы за пользование недрами. Также висит перспектива увеличения ставок акцизного сбора – от 11 до 319% по разным товарным позициям. Часть акцизных нововведений тянется еще с упомянутого закона № 466, часть предусмотрена законопроектом №4101-д.
Еще законопроект № 4101-д предусматривает: освобождение сельхозпроизводителей от уплаты НДС на стоимость уничтоженного в связи с форс-мажорными обстоятельствами урожая или животных; освобождение от налогообложения суммы налогового долга и недоимки по ЕСВ, списанных налогоплательщику-физлицу; урегулирование вопроса списания задолженности по ЕСВ предпринимателям, которые прекратили деятельность до 3 июня 2020 года.
Кроме того, парламент в первом чтении поддержал законопроект № 3087-д о Бюро экономической безопасности (БЭБ). Близкий по сути законопроект о Службе финансовых расследований Рада приняла за основу в октябре 2019 года. Проект № 3087-д разработали на замену ему. БЭБ будет подчиняться Кабмину и заниматься преступлениями в сфере экономики. Якобы одновременно другие силовые структуры (СБУ, ГПУ) утратят право расследовать подобные дела. Ну и наконец-то будет ликвидирована налоговая милиция. Впрочем, выведение экономики из-под силовиков и ликвидация налоговой полиции – слишком хорошие новости, чтобы оказаться правдой, увы.
Павел Харламов
Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.