Курс - на осень: Чего ждать от гривны осенью и зимой

С начала января 2020 года по 18 июня гривна существенно девальвировала. Что же будет дальше?
Курс - на осень: Чего ждать от гривны осенью и зимой
Иллюстративное фото / depositphotos.com

В первом полугодии 2020 года курс гривны просел на 13% до 26,77 грн. за долл. Карантин и ослабление экономики приведут к существенному падению ВВП по итогам года, согласно прогнозам от 4,5% до 9%. Но есть пока поддержка от МВФ и других партнеров . И чего в целом ждать осенью, а также зимой?

С начала января 2020 года по 18 июня гривна на межбанковском валютном рынке девальвировала на 13%. За период 1–18 июня курс немного укрепился – с 26,83 грн./долл. до 26,77 грн./долл.

Хороших сигналов для гривны мало. По сути, их всего два – поступление транша от МВФ (об этом далее), а также надежды, которые все возлагают на агроэкспорт и связанный с ним приток валютной выручки. Впрочем, даже эти два фактора вряд ли удержат гривну от дальнейшей девальвации. Насколько глубокой она может быть? Согласно оптимистическому прогнозу, до 27,5–28 грн./долл. уже осенью (см. инфографику). А пессимистический прогноз озвучил МВФ. Там считают, что номинальный валовый внутренний продукт Украины в 2020 году сократится до 3,908 трлн. грн, или до 130,3 млрд. долл., что выводит на среднегодовой курс 30 грн./долл. Этот прогноз фонд озвучил в опубликованных им материалах в связи с выделением Украине новой программы stand by.

Читай также:

Впрочем, по мнению МВФ,в 2021 году гривна может укрепиться до 28,9 грн./долл, а в 2022-м – до 28,6 грн./долл. На наш взгляд, это – слишком жесткие прогнозы. И они, скорее всего, не сбудутся. Напомним, МВФ, как и правительство, регулярно выдают не просто несбывающиеся курсовые прогнозы, а прогнозы, отличающиеся даже по виду тренда.

МВФ также дал свою оценку будущему ВВП Украины. По мнению экспертов фонда, по итогам 2020 года нас ждет падение ВВП на 8,2%, а затем – медленное восстановление – до 1,1% по итогам 2021 года, 3% – в 2022-м и 3,4% – в 2023-м. Это, конечно, только прогнозы, и они вряд ли учитывают возможные серьезные форс-мажоры. Например, в 2019 году МВФ прогнозировал для Украины рост ВВП на 3%, в 2020 году, естественно, это все было до коронавируса и связанным с ним кризисом. Каким может быть курс гривны во втором полугодии, и какие факторы будут влиять на курсовую динамику в сентябре–декабре 2020 года?

Гривна, импорт, резервы

В июне межбанковский валютный рынок ждал новостей от МВФ и радовался низкому спросу со стороны импортеров. «Импорт резко снизился из-за сужения внутреннего спроса, ограничения на пересечение границ и дальнейшего значительного падения цен на энергоносители. В частности, существенно сократились закупки продукции машиностроения и большинства товаров потребительского назначения. На фоне низких цен закупки отдельных энергоносители увеличились, что, однако, не помешало углублению падения их стоимостных объемов», – отметили эксперты НБУ в макрообзоре за май-2020.

Читай также:

По данным НБУ, сводный платежный баланс Украины в апреле 2020 года сведен с профицитом 716 млн. долл. Объем экспорта товаров в апреле-2020 сократился на 4%,  до 3,6 млрд. долл., а вот импорт товаров в апреле-2020 сократился более существенно – на 28,4%, до 3,4 млрд. долл.

Грубо говоря, кладбищенский покой в экономике сократил спрос на валюту. Но радоваться такой валютной экономии не стоит: она сигнализирует о будущих проблемах, о замедлении экономической жизни.

А что Нацбанк? В июне продолжал скупать валюту в резервы – за первые две недели выкупил 450 млн. долл. Всего с начала января по 13 июня НБУ приобрел у банков 3,18 млрд. долл. Впрочем, для поддержки рынка ему пришлось и продавать – продал банкам за этот же период 2,79 млрд. долл, в основном, в марте. Чистая покупка за 5,5 месяца – 387,5 млн. долл.

Читай также:

Поддерживает валютный курс наличный рынок, который в 2020 году можно назвать рынком покупателя в том смысле, что население активно сдает валюту. Причина этого явления, конечно же, кризис и потребность менять валютные накопления в гривну для оплаты текущих расходов.

Правительство не только запретило работать многим категориям бизнеса и занятому в них персоналу, но и не предоставило практически никаких компенсаций. Население проедало сбережения, правительство и Нацбанк радовались стабильности курса. Каждому – свое.

За январь–май население продало банкам 5,9 млрд. долл., тогда как купило валюты всего ничего – 570 млн. долл. Понятно, что в связи с возвратом трудовых мигрантов на карантин в Украину поступления от них в страну сократились. А отсутствие возможности выезжать из страны и остановившийся туризм привели к минимальному спросу на валюту со стороны населения.

Читай также:

Ситуация с резервами пока довольно обнадеживающая, на начало июня – 25,37 млрд. долл. Согласно неофициальной информации, по состоянию на вторую половину июня объем резервов составлял около 28,7 млрд. долл. – с учетом транша МВФ, кредитов других международных финорганизаций и доноров (в том числе ЕС), а также с учетом скупленного с начала июня на открытом рынке.

Долги подоспели

По данным Министерства финансов, всего в 2020 году государство Украина должно выплатить 18,18 млрд. долл. Причем, 11,76 млрд. долл. – это внутренний долг, включая ОВГЗ в валюте и принадлежащие нерезидентам ОВГЗ в гривне, и 6,42 млрд. долл. – это внешний долг, в том числе платежи МВФ. В июне–декабре 2020 года план погашения предуматривает 7,64 млрд. долл. выплат по внутреннему долгу и 4,25 млрд. долл. – по внешнему (всего 11,89 млрд. долл.). Самые крупные выплаты – в июне (1,63 млрд. долл.), июле (1,73 млрд. долл.), августе (1,58 млрд.) и ноябре (1,13 млрд. долл.). Цифры по внутреннему долгу – в эквиваленте, в том числе выплаты по ОВГЗ в гривне.

Читай также:

Разумеется, наиболее критичные выплаты по внешнему долгу и по ОВГЗ в валюте, а также по ОВГЗ, которые купили нерезиденты (см. график).

Как уже было сказано, 12 июня Украина полностью получила 2,1 млрд. долл. первого транша от Международного валютного фонда. Глава НБУ Яков Смолий отметил, что средства МВФ, поступив в госбюджет, помогут государству в преодолении последствий пандемии коронавируса, а также в обеспечении макрофинансовой стабильности. «Одновременно полученный первый транш вместе с поступлением связанной финансовой помощи от ЕС уже увеличил международные резервы до 28,7 млрд. долл.», – сообщил Яков Смолий.

В целом, новая программа с МВФ предполагает получение 5 млрд. долл. в течение 18 месяцев (программа утверждена советом директоров МВФ 10 июня).

Читай также:

"Объем плановых выплат по кредитам МВФ (погашение и обслуживание) в 2020 году составит 1,4 млрд. долл., в 2021 году – 1,6 млрд. долл.", – отметил глава совета НБУ Богдан Данилишин. То есть почти две трети того, что Украина может получить в рамках стартовавшей в июне программы МВФ, пойдет на погашение прежних кредитов Фонда.

Привлечь нерезидентов к покупке ОВГЗ до коронавирусного кризиса удавалось через выпуски ОВГЗ в гривне с весьма привлекательными ставками. Причем, с осени 2019 года Минфину удалось запустить программу постепенного снижения ставок – от выпуска к выпуску ОВГЗ размещались под все меньший процент.

Однако праздник продлился недолго – нерезиденты покидают гавань ОВГЗ. И дело не только во внутриукраинских делах.

Выходить из бумаг нерезиденты начали в марте, по сути, с начала карантина. Это было эхо начавшегося глобального бегства инвесторов с рынков развивающихся стран. Примерно через месяц после старта карантина в Украине Кристалина Георгиева, директор-распорядитель МВФ, заявила, что с развивающихся рынков ушло около 100 млрд. долл. Некая часть этих денег была изъята и с украинского рынка. Помните лихорадочную скупку валюты на межбанковском рынке в первой половине марта? В том числе «делали ноги» нерезиденты. Хотя многие официльные лица в Киеве утверждали, что дело было не в нерезидентах.

Читай также:

На 16 июня, по сравнению с 1 марта, портфель ОВГЗ нерезидентов сократился на 25,6 млрд. грн. (или 20,3%). А после снижения учетной ставки НБУ с 8% до 6% годовых и, соответственно, снижения ставок Минфином до 7,5–8% годовых, спрос на длинные украинские госбумаги стал минимальным.

Сейчас инвесторы предпочитают короткие облигации – на три–шесть месяцев. На аукционе 16 июня Минфину удалось привлечь 532 млн грн. от продажи трехмесячных облигаций, а также 483 млн. грн. – от продажи шестимесячных. В то же время, 20-месячные со ставкой 10,7% удалось продать на 729 млн. грн., а ОВГЗ со сроком погашения через 33 месяца и ставкой 10,8% – лишь на 210 млн. грн.

Что дальше? Правительство рассчитывает, кроме средств МВФ, подкрепить бюджет кредитом от Всемирного банка. Совет директоров ВБ 26 июня 2020 года рассмотрит возможность выделения Украине кредита на политику развития для экономического восстановления (Economic Recovery DPL).

Читай также:

Ожидается, что размер кредита составит порядка 0,7–1 млрд. долл., которые Украина получит в течение месяца после решения совета. К концу 2020 года правительство может решиться на выпуск еврооблигаций. По крайней мере, в меморандуме МВФ по новой программе отмечено, что в четвертом квартале Украина может вернуться на рынок частных заимствований и привлечь 1 млрд. долл.

Причем, в МВФ понимают и отмечают, что притока нерезидентов на рынок ОВГЗ не будет, и что кризис COVID-19 сначала закрыл рынки для отдельных стран с развивающейся экономикой. Тем не менее, возвращение на рынок внешних займов реально. Если размещение евробондов произойдет, то это будет уже второй выпуск в 2020 году, первый был в январе на сумму 1,25 млрд. евро (десятилетние бумаги со ставкой 4,375% годовых).

А в меморандуме что?

Обнародованный меморандум Украины и МВФ предоставляет более-менее четкое видение фонда (может, и правительства?) по поводу экономических показателей и принимаемых правительством решений.

Хотя данная программа и не обязывает страну проводить глубокие реформы, в ней есть ряд так называемых структурных маяков, которые страна обязана реализовать для продолжения сотрудничества с МВФ.

Читай также:

В документе отмечено, что ближайшими структурными маяками являются утверждение до конца июня планов сокращения проблемных кредитов госбанков, пересмотр до конца августа тарифов на отопление с полным отражением расходов на газ и капвложения и принятие порядка упрощенной смены бытовыми потребителями поставщика газа. До конца сентября намечено расширить полномочия набсовета НАК «Нафтогаз Украины» в его уставе и привести корпоративное управление в других госкомпаниях с стандартам ОЭСР, а также разработать все необходимое для запуска единых юрлиц налоговой и таможенных служб, чтобы они в новом качестве стартовали с 1 января.

Если все это будет сделано в срок, Киев получит в октябре следующий транш, 700 млн долларов. Третий транш на ту же сумму запланирован на начало 2021 года, по итогам выполнения той части меморандума, которая должна быть реализована в октябре–декабре 2020 года.

Читай также:

К концу октября в положения о Фонде гарантирования вкладов и законы намечено внести изменения для улучшения механизма ликвидации банков и восстановления активов, а также принять поправки к закону о Высшем совете юстиции по улучшению его отбора. А до конца ноября указан структурный маяк принятия новых поправок в закон о банковской деятельности с усилением требований к капиталу, резервам и акционерам, улучшению корпоративного управления и увеличению полномочий НБУ по калибровке требований к капиталу и ликвидности с учетом принимаемых банками рисков.

Много внимания в документе фонд уделяет финансовому сектору. В частности, говорится, что Украина намерена до конца июня принять законопроект № 2284 "О внесении изменений в законы для привлечения инвестиций и введении новых финансовых инструментов" (ранее – "О деривативах и финансовых рынках"), а до конца октября – законопроект об усилении полномочий Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Читай также:

В меморандуме также сказано, что Украина должна добиться ощутимого прогресса в снижении стоимости банкротства банков для государства, в том числе за счет поправок в законодательство и предоставлении Фонду гарантирования вкладов физлиц права на судебное урегулирование со связанными лицами. Запланировано на конец октября 2020 года принятие поправок к закону о ФГВФЛ, которые расширят возможности Фонда требовать возмещения убытков от связанных сторон, не проявляя дефицит в ликвидационном имуществе, и без истечения срока исковой давности.

Отдельно в меморандуме Украина берет обязательства поддерживать автономность Национального банка и политики инфляционного таргетирования. Отмечается, что Украина также продолжит осторожную денежно-кредитную политику для поддержания низкой инфляции. А Нацбанк намерен сдерживать инфляцию в целевом диапазоне (5% +- 1%), позволяя обменному курсу корректироваться в соответствии с основными экономическими показателями, а также покупать инвалюту для достижения целевых резервных показателей.

Читай также:

В случае отклонения инфляции от целевого показателя 5% больше, чем на 1 п. п., потребуются консультации с менеджментом Фонда, а больше, чем на 3 п. п. – с советом директоров, вплоть до возможности выхода из программы.

Из интересных пунктов меморандума можно также выделить обязательство Украины не вводить новые валютные ограниченя в период действия программы (18 месяцев).

"На протяжении всего периода действия SBA Украина не будет вводить или усиливать валютные ограничения, вводить или модифицировать мультивалютную практику, а также не будет вводить или усиливать импортные ограничения по причинам платежного баланса или заключать двусторонние платежные соглашения, которые не соответствуют статье восьмой устава Фонда", – отмечено в документе.

Читай также:

Также правительство взяло на себя обязательства ограничить госгарантии в 2020 году суммой в размере 40 млрд. грн. с последующим снижением до 20 млрд. в 2021 году. Еще одно обещание – докапитализация госбанков и ФГВФЛ не должна превысить 20 млрд. грн. Структурный маяк меморандума – проблемные кредиты. В документе сказано, что Украина намерена активизировать работу по решению проблемы высокого уровня унаследованных проблемных кредитов (NPL) в госбанках и утвердить планы их сокращения до июля 2020 года.

Также планируется обеспечить выполнение всех требований и условий вхождения ЕБРР в капитал Ощадбанка до октября 2020 года.

Что еще для банков? Нацбанк Украины намерен провести проверку качества активов банков после преодоления кризиса, чтобы получить более полную информацию о размере дефицита капитала. В документе говорится, что НБУ будут приняты меры надзора в отношении банков с недостаточной капитализацией, которые не выполнят уже разработанные ими планы восстановления коэффициентов достаточности капитала. Кроме того, Украина обязана к концу октября 2020 года принять поправки к закону о банковской деятельности, разработанные совместно с представителями МВФ и Всемирного банка, чтобы устранить пробелы в корпоративном управлении банков с Базельской конвенцией 2015 года. Отмечено, что НБУ получит юридические полномочия для калибровки требований к капиталу ликвидности на основе оценки степени риска банка, а также будут усилены требования к лицензированию и к акционерам.

Читай также:

Меморандум касается и других сфер в стране – борьбы с коррупцией, госфинансов, госдолга, налогов. Отмечается, что Украина обещает не наращивать задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость и авансовые платежи по налогу на прибыль. А еще в документе установлено требование вовремя проводить все расчеты по внешнему долгу. 

Итого в итоге имеем целую пачку обещаний МВФ, которые вроде бы должны быть выполнены в 2020 и 2021 году. Будут ли? Вряд ли все. Но, как и прежде, МВФ остается тем самым волшебным пенделем, который способен хотя бы частично заставить двигаться госструктуры в нужном экономике направлении. Ведь влияние других факторов пока весьма ограничено.

Наталия Богута

Напоминаем, что журнал "Деньги" можно приобрести по этой ссылке.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK